Дерек Бейли (Derek Bailey) родился 29 января 1930 года в Шеффилде, в Англии. Его родители были музыкантами, и Дерек также рано увлекся музыкой. Когда Бейли исполнилось десять лет, он уже неплохо играл на гитаре – под руководством опытных учителей, в том числе известного композитора Джона Дуарте.
Повзрослев, Дерек устроился на работу – в один из клубов, - где в свое удовольствие играл на гитаре и неплохо зарабатывал. Позже Бейли выступал на радио и на телевидении, сотрудничая с Грейс Филдс, Бобом Монкхаусом, Кэти Кирби и другими.
В 1963 году Дерек Бейли – вместе с Тони Оксли и Гэвином Брайарсом - организовал популярное джазовое трио Joseph Holbrooke. В 1966-ом Дерек отправился в Лондон, где находит много единомышленников в сфере исполнения фри-джаза: саксофонист Эван Паркер, трубач Кенни Уилер, ударник Джон Стивенс, басисты Барри Гай и Дэйв Холланд. Все вместе они работали в рамках Spontaneous Music Ensemble и даже записали совместный альбом
Karyobin (Island Records) в 1968 году.
В 1970-м году Бейли, а также Тони Оксли, Эван Паркер и Майкл Уолтерс, основали лейбл Incus, который вскоре стал одной из ведущих компаний в Великобритании. Несмотря на то, что возникшие впоследствии трения между соучредителями способствовали некоторому разладу внутри коллектива, Бейли так никогда и не покинул Incus – вплоть до последнего дня своей жизни. В 1975-ом году Дерк Бейли стал соучредителем журнала Musics magazine, который буквально через несколько лет был признан одним из самых значительных джазовых изданий семидесятых годов. В 1980-ом году Дерк Бейли стал автором популярной книги
Improvisation: Its Nature and Practice, которая впоследствии - в начале девяностых годов - легла в основу
4-серийного документального фильма.
За свою долгую карьеру Дерек успел поработать практически со всеми знаменитыми мастерами свободного джаза, среди которых мы видим имена Брэкстона и Менгельберга, Коксхилла и Фритта, Лэйси и Беннинка. Бейли пользовался большим уважением коллег и поклонников за бескомпромиссную преданность музыкальному пути, на который вступил с ранней молодости. Он ушел из жизни в Рождество 2005 года. В настоящее время его творчество по-прежнему в особенной цене. Музыка Бейли считается истинной классикой настоящей импровизации, а каждая нота, извлеченная из инструмента – шедевром.
(Л. Аускерн, С. Конфеткина)
Энтони Брэкстон (Anthony Braxton) – мульти-инструменталист (основной инструмент - альт-саксофон), композитор, музыкальный теоретик. Род. 4 июня 1945 г. Чикаго, Иллинойс, США.
Обучение музыке Брэкстон начал в средней школе (с 1959 по 1963 он посещал Чикагскую музыкальную школу). Первым его инструментом был кларнет. После школы он поступил в университет, где слушал лекции по философии и композиции. Уже тогда проявился его интерес не только к джазу, но и к академической, в первую очередь авангардной музыке. После первого семестра его призвали в армию. Брэкстон попал в Корею в качестве музыканта военного оркестра. В армии он и освоил альт-саксофон, 1966 году Брэкстон возвратился в Чикаго. С этого момента начинается его путь джазового музыканта, видного исполнителя и теоретика авангарда – фигуры неоднозначной и противоречивой.
Брэкстон сразу становится членом только что организованной Ассоциации поддержки творческих музыкантов (AACM). Кроме него туда входят пианист Махэль Ричард Абрамс, саксофонисты Роско Митчелл и Джозеф Джарман, трубач Лео Смит и скрипач Лерой Дженкинс. Двое последних входят в состав организованного им трио The Creative Construction Company. В 1968 году на лейбле Delmark выходят два первых альбома Энтони Брэкстона - двойной For Alto Saxophone и Three Compositions Of New Jazz. Первый представил полуторачасовой сеанс сольной игры Брэкстона на альт саксофоне, второй - музыкантов The Creative Construction Company и Махэля Абрамса на одной из композиций. В представленной музыке обращает внимание полное отсутствие методов характерных для свободного джаза тех лет. В
Three Compositions Of New Jazz саксофон, труба и скрипка занимают независимые музыкальные пространства, не пересекаясь друг с другом. Первые работы Брэкстона если и произвели впечатление, то в очень узком кругу ценителей экспериментальной музыки. О каком бы то ни было коммерческом успехе не могло быть и речи. Он покинул США и переехал в Париж. Там он познакомился с молодыми, малоизвестными в то время музыкантами – Дэйвом Холландом и Чиком Кориа. Они имели в то время больший авторитет, чем Брэкстон, благодаря участию в записях Miles Davis. Так сложилась группа Circle, четвёртым участником которой стал барабанщик Барри Альтшул. В 1971 на лейбле ECM вышел их первый и последний двойной альбом Paris Concert. Чик Кориа, недовольный отсутствием ангажементов, покинул группу, решив заняться более доходным делом – набирающем силу джаз-роком. Место Кориа в группе занял исполнитель на деревянных духовых, прекрасный импровизатор Сэм Риверс. В 1972-ом выходит блестящий альбом под именем Дэйва Холланда
"Conference Of The Birds". Этот диск и сейчас не потерял своей актуальности и входит в десятку наиболее удачных джазовых работ в номинации «фри-джаз». После этого Брэкстон вернулся в Нью-Йорк где, временно отойдя от музыки, зарабатывал на жизнь игрой в шахматы. По его словам, кумирами для него тогда были Бобби Фишер и Борис Спасский.
В 1974 продюсер лейбла Arista Майкл Каскана заключает контракт с Брэкстоном. Брэкстон собирает квартет, в который помимо Холланда и Альтшула входит трубач и флюгельгорнист из Британии Кенни Уилер. Именно с записей сделанных на Arista к Брэкстону приходит известность, складываются все основные особенности его композиционной и импровизационной техники. Квартет много записывался и выступал с гастролями. Иногда место Уилера занимал тромбонист Джордж Льюис. В начале 80-х заканчивается контракт с фирмой Arista. Центр деятельности Брэкстона перемещается в Европу, где для авангардного джаза сложилась довольно благоприятная среда, а сам Брэкстон получает широкую известность и солидную поддержку. Следует оговориться, что авангардный джаз никогда не получал признания сопоставимого с более доступными жанрами. Поэтому успех и признание следует понимать, прежде всего, как приобретение относительной материальной независимости. В этот период складывается его новый квартет, который по сей день считается наиболее удачных из всех его камерных составов. В него входят пианистка Мэрилин Криспелл, контрабасист Марк Дрессер и барабанщик Джерри Хемингуэй. В новом составе наиболее ярко наблюдаются используемые им методы, которые сам автор называет compositional improvisation - композиционная импровизация. Например, каждому участнику даётся отдельная тема, в рамках которой он может импровизировать, а в качестве связующего элемента может служить любой параметр – темп, регистр и т.п. Помимо своего нового квартета Брэкстон всё чаще обращается к джазовой традиции. Выходят альбомы стандартов, тематические альбомы, посвящённые наиболее значимым классикам джаза – Thelonious Monk и Ленни Тристано. В этих записях Брэкстон предстаёт с неожиданной стороны, как музыкант, овладевший не только всеми известными приёмами авангардной техники, но и как виртуоз, исполняющий джазовую классику. С ним играли пионеры бопа Макс Роуч и Хэнк Джонс.
Однако и такой активности Брэкстону мало. С 1985 года он преподаёт в Миллсовском колледже, Калифорния, а затем получает приглашение в Уэслеанский университет, Коннектикут. В Коннектикуте он читает лекции по хронологии афро-американской музыки и европейской музыки. Наиболее полное изложение своей концепции вместе с комментариями к своим композициям Брэкстон изложил в пятитомной книге «Composition Notes A-E».
В 90-х годах фонд Макартура присуждает Брэкстону премию в размере 300 000$. На эти деньги он учреждает свой фонд и организовывает компанию звукозаписи Braxton House. Получив финансовую независимость, Брэкстон начинает самый одиозный свой проект – оперу Trillium. Со слов автора опера должна будет представлять цикл из 32-36 актов. Последовательность исполнения актов не фиксирована, исполнять их можно в любом порядке. В настоящий момент на лейбле Braxton House записан Trillium R из 4-х CD.
Сегодня Энтони Брэкстону далеко за 60. Количество записанных альбомов давно перевалило за сотню, среди которых нет ни одного, где бы он изменил своим музыкальным принципам. В трудные периоды музыкант предпочитал зарабатывать на жизнь чем угодно, только не исполнением коммерческой музыки, хотя при его способностях сделать это было не сложно. В начале 3-го тысячелетия Брэкстон полон творческих планов и считает, что он сделал намного меньше, чем запланировал. Благодаря творческой бескомпромиссности, таланту и трудолюбию он по праву занимает одно из ведущих мест в современном джазовом авангарде.
(О. Столяров)