Генри Лютер Треджилл (Henry Luther Threadgill) - американский саксофонист, флейтист, аранжировщик и композитор.
Композитор и мультиинструменталист Генри Треджилл не следует общепринятым канонам. Известный своей индивидуалистской позицией он бесстрашно разрушает границы джаза, смешивая его с разнообразными жанрами, соединяя музыку с театром, танцем, поэзией. Его группы необычны по составу, а музыку трудно отнести к какому-то определённому направлению. Основными инструментами Трэджилла являются саксофоны и флейты, но также он прекрасно владеет кларнетом и множеством перкуссионных инструментов. Он является одним из первых членов созданной в Чикаго в 1965 году Ассоциации содействия совершенствованию творческих музыкантов (AACM). В отличие от многих участников AACM, Трэджилл предпочитает ансамблевую работу и за свою продолжительную музыкальную карьеру не записал ни одного полностью сольного проекта. В 2003 он был удостоен гранта от Фонда Гуггенхайма. Его дочь Пьенг Треджилл (Pyeng Threadgill) сделала собственную успешную карьеру джазовой вокалистки.
Генри Треджилл появился на свет 15 февраля 1944 года в Чикаго. Семья была музыкальной. Его тётушка обучалась классическому пианино и вокалу, а дядя Невин Уилсон (Nevin Wilson) играл в составе трио Ахмада Джамаля на басу и был близким другом басиста Уилбера Уэра (Wilbur Ware). Благодаря этнической пестроте Чикаго, Трэджилл соприкасался с различной народной музыкой. Радио и школа были для него источником знакомства с классикой, по воспоминаниям, особенное впечатление производил на него Чайковский. Он постигал госпел в церкви, а блюз и другую чёрную музыку на блошином рынке Максвелл Стрит.
Генри Треджилл учился в Энглвудской средней школе вместе с будущими коллегами по AACM – Стивом МакКолом (Steve McCall) и Роскоу Митчеллом (Roscoe Mitchell), басистом и тромбонистом Луисом Саттерфилдом (Louis Satterfield) и саксофонистом Дональдом Майриком (Donald Myrick), получившим известность впоследствии как участник Phenix Horns и Earth, Wind, and Fire. В школьные годы, вдохновлённый игрой местных знаменитостей, таких как Джон Гилмор (John Gilmore), Джин Аммонс (Gene Ammons), Вон Фримэн (Von Freeman) и Клиффорд Джордан (Clifford Jordan) Трэджилл освоил тенор и баритон саксофоны. Будучи подростком, он посещал репетиции и выступления «Сан Ра Аркестра» и был впечатлён уникальным творческим и организаторским талантом лидера.
По окончании средней школы Трэджилл играл с Veterans of Foreign Wars (VFW) марширующим оркестром, а так же с группами, исполняющими блюзы, госпел, мексиканскую и польскую народную музыку. Он поступил в Wilson Junior College, где повстречался с музыкантами, с которыми впоследствии организовал AACM – Жозефом Жарманом (Joseph Jarman), Ричардом «Ари» Брауном (Richard “Ari” Brown), Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton), Малачи Фэйвоурсом (Malachi Favors) и Роскоу Митчеллом. Джек Деджонетт (Jack DeJohnette), Эдди Харрис (Eddie Harris), Банки Грин (Bunky Green) и Бэтти Дюпри (Betty Dupree) так же были студентами этого колледжа. При содействии преподавателя Ричарда Ванга, студенты организовали музыкальный клуб и пригласили выступать Мухала Ричарда Абрамса (Muhal Richard Abrams), ставшего позже первым президентом AACM.
Вскоре Трэджилл вместе со всей клубной компанией были втянуты в детище Абрамса, ныне известное как Experimental Band, заложившее фундамент для организации AACM. Принципом группы было равноправие всех членов, каждый должен был внести свой вклад в написание музыки с партиями для всех инструментов ансамбля. Первую композицию для Experimental Band Трэджилл написал примерно в 1962 году, а основой для неё послужило сочинение, начатое ещё в средней школе.
В следующем десятилетии Трэджилл укреплял полученный опыт в университе (Governors State University), а затем в консерватории (American Conservatory of Music), где по окончании получил диплом по классам композиции и игры на флейте. Там же он освоил кларнет, а так же познакомился с сочинениями Пуленка и Хиндемита. Его преподавателем композиции была Стелла Робертс, бывшая ученица Нади Буланже. «Я учился не для получения диплома, я пришёл туда, чтобы взять все знания, которые мне могли дать», - говорил Трэджилл позже. Эта позиция полного погружения в любой возможный музыкальный опыт закрепилась у Трэджилла и стала образом действия при создании любого проекта.
В 1963-1964 годах Трэджилл гастролировал по США с Филадельфийским евангелистом Хорасом Шепердом. В конце 60-х работал с исполнителем госпел Джо Джо Моррис. По собственным воспоминаниям, особенно во время работы с Шепердом, Трэджилл был восхищён умением музыкантов тонко уловить эмоциональный настрой каждой службы, делая всякое выступление непредсказуемым и уникальным.
В мае 1965 года была основана AACM, и Генри Трэджилл был в числе первых в неё вступивших, но, как и многие коллеги по организации, вскоре был вынужден покинуть Чикаго для службы в армии. Там он работал в качестве музыканта и аранжировщика до тех пор, пока его версия патриотической песни не была сочтена оскорбительной, после чего его отправили во Вьетнам. Но все эти перипетии лишь укрепили Трэджилла в его стремлении полностью посвятить себя музыке.
Он вернулся в Чикаго в 1968 году и вступил в AACM Big Band. Так же он работал в проекте Филипа Корэна (Philip Cohran), одного из четырёх основателей AACM. Сам Корэн к тому времени уже покинул организацию, посчитав её тенденции слишком выходящими за рамки общепринятых норм, и организовал Afro-Arts Theater. В 1969 после недолгой поездки в Нью-Йорк Трэджилл впервые принял участие в записи альбома Young at Heart, Wise in Time в составе AACM квинтета, изданного летом того же года.
В начале 70-х Трэджилл с новыми силами принялся за сочинение музыки и впервые опробовал силы в качестве лидера собственной группы. Первым было трио
Air с басистом Фрэдом Хопкинсом (Fred Hopkins) и одним из основателей AACM барабанщиком Стивом Макколлом (Steve McCall). Трэджилл играл на саксофонах и самодельном перкуссионным инструменте hukaphone. Изначально трио называлось Reflection, и было собрано как единовременный проект по случаю празднования столетия со дня рождения Скотта Джоплина, проходившего в Чикагском Колумбийском Колледже. Там же Трэджилл получил заказ на сочинение музыки к современным танцевальным постановкам.
В 1975 г., после переезда в Нью-Йорк, куда перебрались многие члены AACM, трио было переименовано в Air. Работа внутри коллектива основывалась на равноправии всех участников, однако львиная доля сочинений принадлежала Трэджиллу. Они много гастролировали и записали совместно девять альбомов, наиболее популярным из которых является Air Lore 1979. Этот альбом, состоящий из аранжированных регтаймов Джелли Ролл Мортона – редкий компромисс коллектива, чьё кредо заключалось в исполнении исключительно музыки AACM. В середине 80-х трио воссоединилось (как New Air) для записи двух альбомов (ударником был уже Pheeroan Aklaff, а на Air Show No. 1 пела Cassandra Wilson, которая была некоторое время женой Треджилла).
Спрос на музыкантов Air на Нью-Йоркской сцене неизменно повышался, занятость в качестве сайдменов возрастала, и Трэджилл решил организовать крупномасштабный проект под своим именем. Первым стал
X-75. Как и большинство его последующих детищ, этот отличался необычной комбинацией инструментов, зачастую несочетающихся друг с другом. В X-75 Трэджилл задействовал четыре баса, включая пикколо бас, четыре деревянных духовых и четверых вокалистов. В таком составе был записан единственный альбом X-75 (vol. 1) в 1979г.
Трэджилл много сотрудничал с разными коллективами и музыкантами Нью-Йорка, в том числе с октетом Дэвида Мюррея (David Murray Octet) и «Material» Билла Ласвелла (Bill Laswell). В начале 80-х он собрал свой новый ансамбль
“Sextett ”, ставший наиболее значительным событием в творчестве тех лет. В группу входило три парных секции: струнная – бас и виолончель, духовая – труба и тромбон и перкуссионная – две ударных установки. Это необычное сочетание создало особенный саунд секстета. Теперь Трэджилл был вынужден сочинять музыку не для отдельных инструментов, а для секций небольшого оркестра, что было новым для него экспериментом. Кроме того он взял на себя роль секции деревянных духовых, играя на альт саксофоне, кларнете и разнообразных флейтах. За восемь лет существования секстета было записано шесть альбомов, в которые Трэджилл с успехом вложил свой богатый и разнообразный музыкальный опыт. Композиционная палитра пестрела разными жанрами чёрной музыки. Калипсо, госпелы, блюзы, новоорлеанские марши лихо закручивались в постмодернистскую структуру со слегка безумным метроритмом и фри джазовой энергетикой. Два барабанщика занимали центральную часть в ансамбле, часто внося импровизационные вставки или сменяя духовые мощными брейками по типу перкуссионной секции в марширующих оркестрах.
В начале 90-х на смену секстету пришёл новый проект
Very Very Circus, состоящий из деревянных духовых, на которых играл лидер, валторны, двух гитар, пары туб и барабанов. Это время ознаменовано признанием его творчества критиками и публикой. Трэджилл много сочиняет и аранжирует музыку для чужих проектов, а его собственные альбомы часто включают композиции, напоминающие камерную музыку, на которых сам выступает лишь в роли композитора. Один из них - Song Out of My Trees 1993г, где играют академические гитаристы и пианистка Майра Мелфорд (Myra Melford).
Широкое признание работ Трэджилла у критики способствовало заключению кратковременного контракта с Коламбия Рекордс в 1995 году.
Следующий проект назывался
Make a Move и состоял из гитары, аккордеона (или фисгармонии), электрического баса, ударных и саксофона Трэджилла.
Затем был
Zooid, ансамбль, включающий гитару, уд, виолончель, тубу и ударные, наряду с деревянными духовыми лидера. Трэджилл, известный своим детальным подходом к композиционным построениям, начал применять в этом проекте импровизационную стратегию, основанную не на аккордах, а на наборе интервалов, делающую музыку непредсказуемой даже для хорошо тренированного уха.
За эти годы большинство работ Трэджилла остались незафиксированными, иногда по его собственному решению. Он неизменно предпочитал взаимодействие и непредсказуемость групповых перформансов сольным работам. Его
Society Situation Orchestra, включающий двадцать с лишним участников, изредка выступали в США и за рубежом. По убеждениям Трэджилла, главная задача для группы - исполнение живой музыки, а не для документации.
Он также возглавлял коллективы
WindString Ensemble, включающий саксофон, скрипку, альт, виолончель и тубу; группу
3+3 – три виолончели, тубу, ударные и его флейту и саксофон, и марширующий оркестр.
В 2001г. стараниями Трэджилла был организовано грандиозное мультимедийное событие – перформанс с танцорами, изобразительным искусством, поэзией и музыкой, сочинённой для октета, посвящённое поэзии Дерека Уолкотта. Он сочинил музыку для камерного оркестра, саксофонного квартета, органа и оркестра. Коллектив, которым он руководил, назывался
Aggregation Orb. В него входили валторна, кларнет, скрипка, альт, виолончель, акустическая гитара, уд, туба, хэнд драмз, драмсет, вибрафон или маримба и вокал.
Свою разносторонность лучше всего подытоживает сам Трэджилл, говоря, что он создаёт любой тип функциональной музыки, будь то джаз, европейская оркестровая или американская религиозная музыка (
zanuda)
Air: